Aмортизатор

Характеристика амортизатора зависимость, описывающая, как изменяется сила сопротивления перемещению штока при разных его скоростях и направлениях перемещения.

Характеристику амортизатора закладывают при конструировании, испытании, доводке автомобиля, этот процесс еще называют настройкой подвески. В зависимости от требуемых параметров подвески и условий эксплуатации автомобиля выбирают конструкцию амортизатора, подбирают размеры его поршня, цилиндра, диаметры перепускных отверстий, настраивают работу клапанов, а также определяют характеристику амортизаторной жидкости. Замена амортизаторов по сравнению, скажем, с заменой масла или топливного фильтра, может привести к значительным изменениям в поведении автомобиля. Комфорт и управляемость - показатели технически противоположные. Увеличивая один из них, мы автоматически уменьшаем другой.

В однотрубных амортизаторах масло и газ расположены последовательно в одном цилиндре и разделены мембраной. Газ (обычно это азот) находится под давлением около 25 атмосфер. Таким образом, клапан штока находится все время в "поджатом", "подпружиненном" состоянии и гораздо быстрее реагирует на выбоины и ухабы дороги. Неверно утверждать, что однотрубные амортизаторы "в целом" лучше двухтрубные. Да, они легче, лучше охлаждаются, рабочая жидкость практически не вспенивается и их можно переворачивать "вверх головой". Однако все эти особенности становятся реальными преимуществами только в условиях спортивных соревнований. Для подавляющего числа "рядовых" автомобилистов и условий их повседневной езды двухтрубные амортизаторы справляются со своими задачами на сто процентов.

Двухтрубные амортизаторы без газового подпора (масляные) демпфируют мягче потому, что у них две системы клапанов, в отличие от однотрубных, плюс компенсационная полость у них заполнена воздухом или инертным газом под атмосферным давлением. Вместе с этим, они максимально инертны, медленно реагируют на перемещения колеса, особенно при низкочастотных колебаниях небольшой амплитуды. Снос автомобиля, при его движении по стиральной доске на большой скорости - это плата за комфорт. Иначе говоря: масляные амортизаторы имеют несколько особенностей, становящихся недостатками при определенных режимах эксплуатации автомобиля.

При резком перемещении поршня, на обратной стороне клапана создается разряжение, и в масле могут образоваться кавитационные пузырьки. Это резко изменяет характеристики демпфирования. При часто повторяющихся резких перемещениях, например, при прохождении неровностей на дороге типа гребенка или стиральная доска, жидкость в амортизаторе просто вскипает - кавитационные пузырьки и воздух компенсационного объема смешиваются с маслом, превращая последнее в подобие эмульсии. Характеристики амортизаторов сильно изменяются, демпфирование подвески практически исчезнет.

Газонаполненные амортизаторы появились в основном как ответ на необходимость решения этой проблемы. Если в компенсационную полость закачать газ под давлением более одной атмосферы, масло перестает вспениваться. Рабочие характеристики амортизатора остаются более стабильными. Чем выше давление газа, подпирающего масло, тем выше "быстрота реакции" амортизатора. Как правило, у разных производителей амортизаторов давление газа подпора не превышает 5 атмосфер, чаще всего это 2,5 3,5 атмосферы.

http://www.samara-lada.ru/new/tuning/koni.html

Рассматривая отечественных производителей, начнем с питерской фирмы "Плаза", модельный ряд которой состоит из двухтрубных газонаполненных амортизаторов низкого давления "Сейф трек" и однотрубных газонаполненных амортизаторов высокого давления "Стандарт" и "Арктика". Разница между "Плаза Стандарт" и "Плаза Арктика" в жидкости, которой заправлены амортизаторы, и цвете окраса. "Плаза Стандарт" ярко оранжевая, а "Плаза Арктика" белая. Арктика заправлена более низкотемпературной жидкостью. На этом все отличия заканчиваются, демпфирующие характеристики обоих моделей одинаковые. После 90-100 км/ч на "Плаза Стандарт" автомобиль отлично держит дорогу, эффективно гася вертикальную раскачку, а вот мелкие неровности на скоростях от 0 до 100 км/час наполнят салон вашего авто шумом, да и третьей точке тоже достанется. На "переставке" у ДВУХТРУБНИКА скорость - 82,9 км/час, на "Плаза Стандарт" - 84,2 км/час. Жаль, но качество изготовления газовых амортизаторов высокого давления в последнее время оставляет желать лучшего, два три месяца эксплуатации и амортизатор либо потек, либо заклинил. А вот двухтрубные даже очень, ничего.

Отечественный СААЗ выпускает дешевые амортизаторы для отечественных же автомобилей. СААЗ славен "лотерейной" системой качества (повезет или не повезет). Впрочем, это и так хорошо известно нашим автомобилистам. На скопинских амортизаторах подвеска неплохо демпфирует мелкие неровности, а вот на волнообразном покрытии ведет себя не лучшим образом. Здесь раньше, чем на других амортизаторах, начинает утомлять вертикальная раскачка кузова - машину откровенно "болтает". Результат на "переставке" скорость 83,1 км/час.

Одни из самых лучших амортизаторов являются мартеры голландской фирмы Koni. Их высокая цена оправдывается возможностью регулировки жесткости и надежностью самой конструкции. В Европе на эти амортизаторы предоставляют "пожизненную" гарантию, подтверждая высокое качество продукта, в России, увы, эти правила не действуют, дороги знаете ли...

Ниже представлены графики работы спортивных и обычных амортизаторов:

Сайт управляется системой uCoz